В рамках ежегодного городского конкурса «Лето и книга-2024» «30 страниц лета».
Рассказ «Чук и Гек».
Гайдар впервые опубликовал её в 1939 году.
Это добрая и поучительная история о двух маленьких братьях, которые отправляются вместе с мамой на север к отцу. Путешествие полно приключений и интересных событий. Повествование ведётся от третьего лица, но все события показаны через восприятие мальчиков.
Главные герои
Чук – бережливый мальчик, любил коллекционировать различные вещи, хитрый, несдержанный; на год старше Гека.
Гек – «растеря и разиня», честный, умел петь; на год младше Чука.
Мать Чука и Гека – жена Серегина, мягкая, добрая женщина.
Другие персонажи
Серегин – отец Чука и Гека, начальник геологической партии.
Сторож – приютил Чука и Гека и их мать, пока Серегин был в экспедиции.
Возле Синих гор в лесу жил человек. Он много работал, но зимой отправил жене в Москву письмо, чтобы она вместе с сыновьями, Чуком и Геком, приехала к нему. Когда почтальон принес письмо, мальчики из-за чего-то дрались, но тут же прекратили. Узнав, что письмо от папы и он зовет их в гости, ребята очень обрадовались.
Через неделю багаж был собран. Мать поехала за билетами на поезд. Пока ее не было, пришел почтальон и принес телеграмму. Чук спрятал ее в свою металлическую коробочку. В это время Гек в соседней комнате своей пикой из палки и гвоздя тыкал в картонку Чука. Чук забрал и поломал пику. Тогда Гек выбросил коробочку Чука в форточку. Чук с криком «Телеграмма!» выскочил на улицу, Гек за ним, но найти коробочку им не удалось. Мальчики решили не рассказывать маме о случившемся, только если она сама не спросит о телеграмме.
На следующий день вечером они уехали поездом. Ночью Гек вышел вкоридор поезда, а затем случайно забрался не в свое купе. К счастью, незнакомый усатый дядька-офицер сразу отвел его к маме.
Когда мама и мальчики приехали на станцию, вопреки ожиданиям, отец их так и не встретил. До места его жилья было «километров сто тайгою», поэтому женщина договорилась с ямщиком. По дороге они заночевали в небольшой избушке-станции и к вечеру следующего дня были на месте. Подъехав, все очень удивились: на базе не было ни собак, ни людей. Сходив в сторожку, ямщик сказал, что сторож, скорее всего, будет вечером. Мама и сыновья остались в сторожке, поели и уснули.
Проснулись от грохота – вернулся сторож. Мать представилась женой Серегина. Сторож рассказал, что им было не велено приезжать, даже была отправлена телеграмма, чтобы «задержались выезжать на две недели». Женщина была удивлена, но по реву мальчиков поняла, что это их рук дело.
Сторож сказал, что разведывательная партия вернется не раньше, чем через десять дней. Оставив маме и детям продукты, он ушел в тайгу. Сторож долго не возвращался, утром четвертого дня женщине пришлось самой наколоть дров. После обеда мама с Чуком пошли за водой. Гека оставили дома – женщине показалось, что он заболел. Когда мама с Чуком
вернулись, Гека нигде не было. Нашла мальчика собака вернувшегося сторожа – Гек хотел пошутить над братом и мамой и спрятался в старом сундуке, но уснул.
Оказалось, что сторож ходил к далекому ущелью Алкараш, принес письмо от начальника Серегина: «он с людьми здесь будет через четверо суток, как раз к Новому году». На следующий день мальчики с мамой начали наряжать елку, делая игрушки из подручных материалов и свечки из воска.
Четыре дня за делом пролетели незаметно». Уже с утра мальчики ждали отца, но геологи приехали на лыжах к обеду. Увидев отца, Гек бросился ему навстречу. Вечером «все дружно встречали Новый год». Один из мужчин заиграл на баяне веселый танец, все танцевали, а затем Гек спел песню. В полночь Серегин включил радиоприемник и «донесся мелодичный звон» курантов.
«И тогда все люди встали, поздравили друг друга с Новым годом и пожелали всем счастья. Что такое счастье — это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить» и беречь свою страну.
И что в итоге?
Чук и Гек — с радостью встречают отца, празднуют всей семьёй Новый год.
Мать Чука и Гека — вместе с сыновьями дожидается Серёгина.
Серёгин — возвращается в сторожку в самый канун Нового года.